«Корона», которую многие ждали в прошлом году, ничего общего с вирусом не имеет. Думаю, вы уже догадались, что речь о сериале «The Crown».
Прошлой осенью вышел уже 4й сезон и костюмы в нем очень красноречивы — есть в чем разбираться и анализировать. А ведь до этого было ещё три отличных сезона!
Как говорит сам рекламный плакат, «Корона» соткана из конфликтов и противоречий: семейных, личных, государственных, реальных и вымышленных. Художники по костюмам с Мишель Клэптон во главе создают образы не только королей и королев, но и людей — живых и далеких от идеала.
Итак, в “Короне” мы впервые встречаем молодую Елизавету – еще принцессу и наследницу. Но не это для неё самой сейчас главное… Как красноречиво выдает это её наряд, перед нами влюбленная молодая женщина:
На дворе 1947-й, а на принцессе платье цвета “пыльной розы” с характерным для того времени силуэтом (плечи!). Оригинал этот платья действительно был в гардеробе Елизаветы — именно в нем она позирует для портрета в честь собственной помолвки.
Художники по костюмам позволили себе пару “вольностей”, превращая реальный наряд «говорящий» костюм. Например, поменяли фасон рукава, делая силуэт более обтекаемым и мягким.
При этом типаж актрисы Клэр Фой тоже мягче (она хорошо вписывается в категорию “романтик” по системе Кибби) по сравнению с «оригиналом» — более угловатой и “драматичной” молодой Елизаветой.
И более мягкий в своих линиях наряд (в сочетании с мягким приглушенным оттенком) создает романтичный и даже трогательный женственный образ. Очень подходящий молодой влюбленной женщины.
Следующая за этим королевская свадьба чуть менее интересна с точки зрения костюмного анализа, ибо свадебное платье является практически точной репликой оригинального.
Правда, было место и для курьеза. Так, в реальности за два часа(!) до венчания в процессе укладки прямо на голове у принцессы сломалась диадема!!! В срочном порядке её отремонтировала специально вызванная во дворец команда специалистов, но если присмотреться, то можно заметить, что зубцы не совсем ровные. Отдельная история была с потерянным свадебным букетом принцессы.
На съемочной площадке немало хлопот доставил шлейф наряда. Как оказалось, сегодняшние ткани производятся на 3-4 дюйма уже, чем в тот период. Поэтому шлейф все-таки пришлось сделать уже (художники по костюмам наотрез отказались сшивать два полотна вместе, ведь это добавило бы заметный шов (не знаю, заметили бы мы, но такова цена перфекционизма).
Но вернемся к костюмам! Будущая королевская чета пока что живет на Мальте. Не удивительно, что наряды будущей королевы похожи на образы из фильма о «золотой» и вечно курортной жизни!
В этих образах читается не беззаботность и вечное лето, но еще и несомненное богатство их хозяйки. Некоторые наряды Елизаветы откровенно роскошны.
И хотя неожиданный поворот событий заставляет принцессу оставить свое мальтийское счастье и вернуться в серый Лондон, на её долю выпадает еще один год личной (и стильной!) свободы.
Символично, что в последние моменты «свободной жизни» совпадают с поездкой в Африку, где будущая королева облачается в том числе в костюм сафари — наряд охотника и покорителя:
О свободе (которая скоро закончится) говорит и следующий наряд, в котором будущая королева гордо сообщает, что владеет профессией механика!
Что может быть противоречивее, чем наследница престола в “рабочей” клетчатой рубашке и джинсах (а на дворе 1952-й, между прочим)?!
Молодая Елизавета знает, что пока она не королева, поэтому может позволить себе больше вольности.
Художники скопировали здесь один из её реальных нарядов — образ молодой и немного игривый, образ принцессы, но еще не королевы:
А еще костюмы героини говорят, что это молодая женщина, еще немного наивная, неопытная, не обремененная пока ни статусом, ни авторитетом.
И это находит отражение в стиле: одежда Елизаветы женственная, легкая, светлых оттенков:
И тем сильнее контраст, когда беззаботной принцессе предстоит взять на себя королевское бремя. Костюмы, а точнее их смена прямо на глазах, красноречиво это демонстрирует: от светлого легкого и свободного – к темному и тяжелому, стесняющему свободу:
Сегодня посмотрим, как наряд(ы) может отражать не только сильные стороны, но слабости, комплексы и страхи.
Итак, Елизавета – королева, которой пришлось занять трон почти неподготовленной, молодой, неопытной. Один на один с когортой зрелых дворцовых администраторов и политиков. Естественно, мужчин. Для них она наивная девочки. И сама Елизавета чувствует себя так же! Это и выдают многие её костюмы.
И не случайно всплывает прозвище, которое юной будущей королеве дал её дядя (по совместительству несостоявшийся король) – Ширли Тепмл (американская актриса прославившаяся в детском возрасте и известная своими кудряшками).
Как бы не хотела Елизавета это скрыть, вначале её королевского пути неопытная девочка так и выглядывает из воротничков её блузок, складок юбки-плиссе и “школьных” кардиганов.
“Школьные” мотивы не случайно появляются в образах новоиспеченной королевы. Её положение расшатывает не только отсутствие опыта, но и [как неожиданно!] недостаток образования! Художники по костюмам нашли прекрасный ход, чтобы рассказывают это зрителю, подчеркивая, что и она “родом из детства”:
Елизавета часто носит синий / голубой, который выделяется среди черно-белых костюмов. Таким образом одежда не только выделяет её, но и создает визуальный конфликт, противостояние мужского и женского, сильного и слабого.
Источник силы и авторитет молодой королеве предстоит найти в самой себе (пусть и при поддержке её частного учителя), что художники по костюмам оформляют с особым изяществом и даже поэтично.
Посмотрите, как королева меняет свой “детский” голубой на новый цвет. Сначала это бледный оттенок лилового, припыленный, бессильный, символизирующий неуверенность:
Но скоро бледность сменяет насыщенность, на место слабости приходит уверенность в себе.
Здесь Елизавета – женщина и настоящая королева. И черно-белому мужскому костюму она теперь противопоставляет платье женственного, но более густого и “сильного” цвета – первый серьезный шаг в формировании личного “королевского” стиля.
Быть сильной всегда – задача непростая даже для королев, особенно с людьми самыми близкими и дорогими.
Личный стиль, как диалог с окружающими
На экране отношения королевской четы сложно назвать уравновешенными. И многое находит отражение в их костюмах.
Так, стиль королевы говорит, что она придерживается традиционных, консервативных взглядов, в том числе касательно «расстановки сил» между супругами.
Другими словами, в своих взглядах на «женский вопрос», королева весьма консервативна.
Художники по костюмам мастерски подчеркивают это в её образах. Так, они никогда не выбирают для нее ультра-модные наряды. Её образы с оттенком сдержанности и степенности, а для современного глаза и вовсе консервативные и солидные, не соответствующие молодому возрасту героин).
И тем ироничнее сцена, где в кадре встречаются две Елизаветы:
На первом плане молодая – сдержанная, ценящая умеренность и простоту, согласная на роль жены и готовая идти на уступки супругу. На втором плане в золотой раме её легендарная предшественница, избавившая себя от главенства мужчин, любящая роскошь и пышность нарядов, легендарная королева-девственница.
Характер молодой королевы художники по костюмам подчеркивают, сравнивая её образы с нарядами матери и сестры. Когда все в трауре по ушедшему королю, именно Елизавета выглядит незащищенной – у неё нет ни меховой горжетки, ни жесткого воротничка, вырез её платья обнажающий и уязвимый:
Однако вернемся к королевской чете, чьи отношения начинались с романтических нот.
Их горизонт остается безоблачным, пока каждый их супругов играет традиционную роль: женственной жены и мужественного мужа. И это тоже мы видели в костюмах героев.
В нарядах Елизаветы читаются нежность, женственность, даже кротость, что позволяет Филиппу легко исполнять роль мужественного защитника и опоры:
Все до того момента, когда жена становится королевой и на глазах меняет мягкость на королевскую оболочку.
Для Филиппа это посягание на его мужское достоинство. И Елизавета-женщина это понимает. И потому в их отношениях она всеми силами пытается оставаться в первую очередь женой – мягкой, женственной, не подавляющей и не затмевающей своего супруга. И наряды подбираются соответственно:
Так, несмотря на то, что именно ей теперь отведена главная роль “первой скрипки”, Елизавета часто делает выбор в пользу нарядов светлых, мягких цветов – не доминирующих и не затмевающих её супруга:
Елизавете хочется быть с мужем наравне, в одной команде, даже если это требует от нее иногда быть (или казаться?) податливее и даже слабее. Но даже ангельском терпению приходит конец, и тогда…
Герои могут даже ничего не говорить, их костюмы говорят все за них. Особенно красноречивым оказывается наряд королевы. На её платье уже не нежные светлые цветочки, а настоящие розы ярости! Это не мягкая и податливая женственность, но энергичная, уверенная в себе и сильная, готовая дать отпор даже мужу. Тогда Елизавета прилюдно кинула в принца Филиппа ракеткой.
И все-таки, не смотря ни на что любовь к мужу остается. Просто меняет свои оттенки, по мере того как Елизавета становится уверенной в себе и более зрелой. Вот она — эволюция отношений, записанная в костюмах.
Фото Youtube The Crown Season 1, vosmagazine.com
Понравилась статья, нажмите на кнопку и расскажите о ней друзьям в социальных сетях:
Подпишитесь на наши посты в Телеграм, чтобы не пропустить королевские новости!
Читайте также:
Кто, кроме королевских особ, может надеть тиару?
Два обувных бренда, которым не изменяет королева Елизавета II